Парадокс нашего времени: мы ездим отдыхать по России, бываем за границей, а необычные места вблизи Якутска не видели.
И вот на машине мы едем в Хангаласский район, где расположены Булуус и Курулуур. На пароме с легковушки берут 500 рублей (это самая дешевая цена, для тех же джипов дороже), плюс по 100 рублей с каждого пассажира, кроме водителя. На обратном пути почему-то с нашей машины взяли больше. На вопрос, почему, никаких вразумительных ответов. При этом никаких кассовых чеков при оплате не дают. Учитывая, сколько машин и людей перевозит паром каждое лето, деньги там крутятся, мягко говоря, немалые. Одна наша машина дала 1700 рублей прибыли, а паром перевозит их десятками за один раз.
Отъехав от берега, через какое-то время видим натянутую веревку с вагончиком. Это тот самый платный участок дороги (100 рублей), который находится в собственности у одного предпринимателя. В свое время из-за нее было много шума в газетах, потом примешался и криминал – сожгли будку. Но здесь хотя бы дали чек, пробитый на ручном кассовом аппарате.
Об уникальном леднике Булуус много слышала, видела на фото, но наяву удалось посетить эту наледь, не тающую круглый год, в августе.
Толстый «пирог» льда действительно впечатляет. Тут и там текут ручейки, но почему лед никогда не тает полностью даже в жару под 40 градусов? Думаю, здесь могли бы что-то прояснить ученые, но, к сожалению, в интернете не нашла объяснений. Только что-то подобное: «Ледяной панцирь образуется благодаря подземным источникам, которые круглый год растекаются по всей площади. За зиму нарастает снежная масса, а с приходом тепла ледяная шапка начинает таять. Но исчезнуть полностью за короткое лето ледник не успевает». И это все.
На территории этой местности чисто, видно, что 100 рублей берут с каждого посетителя не зря. Есть детская игровая площадка, клумбы, скамейки. Везде чисто. У входа продавали якутские сувениры, магниты.
Приезжающие взяли с собой бутыли для воды, которую можно набрать из источника. Сразу чувствуется, что она необыкновенная. Странно, но ее вкус трудно описать.
Когда-то пила воду из горного источника в Словакии, и тоже затрудняюсь ее охарактеризовать. Может быть, потому, что подобная вода – это просто чистейшая влага, освежающая, хоть и пресная, после нее остается послевкусие, давно забытое горожанами. Сразу скажу, что продающаяся чистая вода в бутылях, которая популярна в Якутске, не такая.
Далее наш путь лежал в местность Курулуур. Об этих водопадах я услышала совсем недавно. Ехали туда впервые, дорогу знали относительно. Попался один микроавтобус с людьми, которые тоже не знали дорогу, поэтому машина ехала за нами. Никаких табличек, схем проезда по пути не попадалось. Потом уже в местности нам сказали, что указатели были, но их растащили. Хорошо, что удавалось спрашивать местных людей, которые оказались на дороге.
Наткнулись вот на такое место, о значении которого вы знаете.
По дороге тут и там можно увидеть островки мусора, говорящие о пребывании людей.
Если в Булуусе перед входом стоит вполне себе цивилизованная будка, она же касса, то здесь был какой-то задрипанный вагончик, а натянутая веревка была своеобразным шлагбаумом. Стоимость посещения – 100 рублей. Паренек-кассир дал нам пластиковый мешок для мусора. Людей, слава богу, было немного. Но и они умудрялись портить всю гармонию окружающей природы. Гремела музыка, в компаниях громко веселились. Прямо на территории места отдыха лежали в кучке пластиковые мешки с мусором – почему для них нельзя было отвести отдельное место где-то подальше?
Печальный штрих всему этому придал царь природы – мужичок, который проделывал таинственные и непонятные вещи – закидывал веревку с грузом на ветви сосны, которая стояла на берегу. У него не получалось, и он посадил на плечи свою 10-летнюю дочь, которая стала повторять то же самое. Мы долго недоумевали – что они хотят? Закрепить углы палатки? Когда, наконец, веревка зацепилась за ветку, стало ясно: им нужны были дрова для костра, а таким образом они ее ломали. Пригляделись к деревьям, стоящим в округе – у многих из них отсутствовали нижние ветви. Видимо, такие же гомо сапиенсы отломали их для костра. Вообще-то можно было углубиться в лес, благо, он рядом, собрать, нарубить там все, что нужно.
Не знаю, кто отвечает за эту местность, но ввести там кое-какие правила для отдыхающих не мешало бы. Даже необходимо, зная сущность российского человека.
А так место удивительное. Говорят, зимой тоже красиво. Искупаться не решились, вода была уже холодная. Ныряли в воду с высоты и плавали только парни.
…И вот опять паром, битком набитый машинами. При выезде с него наша машина ударилась низом об землю: съезжать с парома удобно только джипам, уазикам и т.п., для легковушек это несколько затруднительно – берег неровный, с провалами. За все время использования парома можно было давно заасфальтировать там какой-нибудь пятачок, чтоб всем водителям было удобно, и не страдали машины. Тем более, что в сентябре прошлого года в Якутск прибыл целый асфальтобетонный комплекс немецкой фирмы, да и в Мохсоголлохе десятки лет существует завод по производству цемента.
Потом я узнала, что где-то в тех местах есть Турук Хайа – гора, откуда открывается красивая панорама. Жаль, что пропустили. Но в целом, удивительные виды природы – это одно, а сервис – совсем другое. Смотреть на эти места, созданные для туризма, хозяйским глазом, улучшать сервис, а не только брать деньги, исправлять недочеты… Когда все это будет? Время покажет.
Яна