140 лет исполнилось со дня рождения самородного саха-умельца Иннокентия Ивановича Сивцева-Мытыйыкы. Первый якутский строитель церквей и художник-иконописец, действительный мастер на все руки родился в октябре 1870 года в Ботурусском улусе, в беднейшей семье. Вырос сиротой. Оставил по себе удивительный след в якутской культуре. След, который с годами становится яснее и значительнее. В эти дни в Якутском государственном объединённом музее истории и культуры народов Севера состоятся круглый стол и юбилейная выставка работ мастера. В связи с этим «Саха Диаспора» обратилась к Зое Захаровне Алексеевой, внучке Мытыйыкы, живущей в Бостоне, с просьбой поделиться мыслями о своём деде. Вот что она сказала о народном якутском Леонардо…
Если вы имеете в виду Леонардо да Винчи, его многосторонность, его универсализм, то, наверное, это вполне объяснимое преувеличение. Мытыйыкы, действительно, был на редкость разносторонним человеком. Его интересовало буквально всё, и ко всему он стремился приложить свой труд. Он обладал исключительно пытливым умом. Чем только он не увлекался! И иерархией планет, и составлением календарей. И родословием русских царей, якутов, своей семьи. Оставил немало поучительных таблиц и схем.
По духу своему он был изобретателем и художником одновременно. Созидателем, строителем, архитектором – и в прямом, и в переносном значении этих слов. В нём сочетался практицизм – неодолимое желание и умениеделать– с мощнойэстетическойкомпонентой. То, что можно назвать завязью науки и искусства, мастеровитости и одухотворённости. Многие его работы и проекты до нас не дошли. Он не ставил своей подписи на рисунках и картинах, не оставлял клейма на многочисленных ювелирных работах. Но то, что осталось в музеях и в нашей семье достойно удивления.
Дед жил и работал на пересечении культур – традиционной якутской и цивилизаторской русской. Был по-хорошему жаден до нового. Тянулся к тем, кто это новое нёс. Близко дружил с первым врачом из саха Прокопием Сокольниковым, который снабжал его книгами и через которого он соприкоснулся с «матёрым человечищем» Львом Толстым.
Меня часто занимает вопрос, что было бы, если бы Мытыйыкы жил сейчас. Конечно же он страстно интересовался бы новыми технологиями, постарался бы освоить их. Но почему-то мне кажется, что он не менее увлечённо занялся бы забываемым якутским прошлым. Ведь его интересы всегда сосредотачивались на том, в чём ощущался дефицит живого знания. Скорее всего, он стал бы, как здесь, на Западе, говорят, «ривайвелистом», переоткрывателем, оживителем былого. Он продолжил бы, наверное, открывать дверь в якутское будущее, прорубая окно в прошлое. Для нас бы он стал олицетворением связи времён, передаточным звеном от прошлого к настоящему и будущему.
И ещё я хочу подчеркнуть, что дух Мытыйыкы жив, он востребован, он способен окрылить новые поколения якутов. Внуки и правнуки Мытыйыкы, как прямые, кровные, так и его наследники в широком значении слова, сегодня выходят в обновлённый мир в новом, электронном формате. И вами в «Саха Диаспоре» эта своего рода «экспансия» якутов, наверное, хорошо ощущается.
Дед был фанатом образования. Он напророчил карьеру учёного совсем ещё маленькому Георгию Башарину. Он страстно мечтал выучить своих детей. Благодаря ему стала известным географом моя мама, Анастасия Иннокентьевна Сивцева, которая, кстати, сохранила, несмотря на все житейские перипетии, редкие документальные свидетельства его необычного жизненного пути. В конце жизни она написала очень интересные «Воспоминания о Мытыйыкы». И можно сказать, что через эти воспоминания самой младшей из многочисленных детей Мытыйыкы и самой любимой его дочери, он как бы дотянулся до наших дней. «Воспоминания» сейчас подготовил к печати наш «семейный летописец», муж моей сестры Татьяны, Панкратий Петров. Это своего рода книга-альбом, любовно составленный с помощью компьютерных средств. И мне хочется, чтобы друзья и гости «Саха Диаспоры» увидели несколько страниц этого альбома.
Портрет Льва Толстого. 1910
Икона Знамение Пресвятой Богородицы
Писал И.И. Сивцев-Мытыйыкы
Календарь
Семья Мытыйыкы
(метрическое свидетельство)
Прошение об учёбе сына
О происхождении якутов
(со слов Головы Курбусахского наслега Борогонского улуса Окоемова
записал 2 июня 1909 года мастер Инн. Ив. Сивцев).