Саха (Якутия) Якутская диаспора

Ссылки

Гранты, конкурсы

Свяжитесь с нами

Мы всегда рады интересным материалам для публикации на нашем сайте и идеям о том, как сделать сайт лучше и интереснее:

- Электронная почта

- Гостевая книга и форум

Международный детский фонд "Дети Саха-Азия"

Куйаар - обсерватория культурного разнообразия.

Якутский сайт - Якутск

"Город Удачный" - виртуальное отображение жизни города Удачный и района в Интернете

Мир в картинках

Марокканские записки

Наталья Яковлева и Георгий Петров (Великобритания)

Главная мечеть в Агадире

В прошедшее Рождество, желая убежать в теплые страны от британских туманов и дождей, мы, два якутянина, живущих в Британии решили поехать в теплое Королевство Мaрокко. Выбор пал на мусульманскую страну неслучайно, так как порядком подустав от рождественской суматохи в Британии, начавшейся уже в октябре, мы хотели скрыться от всех рождественских празднеств в стране, где рождество не отмечается. Заказав недельный тур с известной британской туристической компанией через интернет мы 22 декабря тронулись в путь.

День первый. В путь. Агадир

Начало нашего путешествия было некстати затруднено густыми туманами, опустившимися на Альбион в конце декабря. Внутренние рейсы были отменены, а международные рейсы сильно задерживались по погодным условиям. После 12 часов изнурительного ожидания мы взлетели по долгожданному маршруту в Агадир - город на юго-западе Марокко. Радости нашей не было предела, когда мы благополучно приземлились в аэропорту Аль-Массира и быстро пройдя паспортный контроль (кстати, россиянам виза не нужна) ступили на Марокканскую землю. Мы вдохнули сухой и теплый ночной воздух. Tемпература ночью была +15 градусов. Над нами висело большое звездное небо, и чувствовалось, что погода в дневное время будет намного теплее. Первые впечатления по пути из аэропорта в город Агадир были приятными: чистые, новые и ухоженные дороги, а между полосами движения посажены пальмы.

Город Агадир, расположенный на берегу Атлантического океана, был основан португальцами в 15 веке, прибывавшими сюда для ведения торговли с караванами из Сахары и долгое время был центром торговли сахарным тростником, хлопком и селитрой. К сожалению, землятресение 1960 года разрушило большую часть города и унесло жизни 15 тысяч человек.

Агадир

После землятресения город был быстро восстановлен и стал развиваться прежде всего как современный курорт. Агадир - один из самых популярных курортов в Марокко, привлекающий не только местных, но и иностранных туристов из Европы. Хотя население города составляет 750 тысяч человек, город смотрится небольшим и кажется немноголюдным. Основные туристические места находятся в три-четыре линии от пляжа. Кроме того, Агадир - один из самых крупных рыболоведческих портов в Марокко, в обороте которого один из самых крупных уловов сардин в мире. Так как старая часть города была полностью разрушена во время землятресения, город не отличается традиционной архитектурой и в нем превалируют современные здания.

Наша гостиница "Камал" находилась в самом центре города, в 5 минутах ходьбы от пляжа. Рядом с гостиницей много кафе и ресторанов, два супермаркета и интернет кафе. А самое главное центр города был не слишком заполнен туристами. Хотя наша гостиница была без изысков, она предлагала все необходимое для отдыха: большой бассейн, сад, два бара и ресторан. Главное, что гостиница была очень чистой, а персонал дружелюбным и гостеприимным.

Центр Агадира

Горничная по этажу работала не покладая рук с раннего утра до позднего вечера - полы в коридорах всегда блестели, а в стенах можно было увидеть свое отражение. Наш номер она тоже убирала с неистовой любовью. Правда, после двух дней она перестала с нами здороваться. Мы подумали, что неспроста она так и, как и намеревались, оставили в номере для нее чаевые. Но когда вечером вернулись в номер, деньги так и лежали на тумбочке, хотя следы ее уборки были налицо. Так как горничную еще можно было застать, мы дали ей чаевые в руки. Радости ее не было предела, и после этого она стала встречать нас с улыбкой, спрашивая "How are you?" Чаевые - неотъемлемая часть марокканской жизни. Требуется давать примерно 20 дирам (марокканская валюта) горничной, 10 дирам швейцару, 10-20 дирам портье, а гиду на свое усмотрение. В ресторанах принято оставлять 10% от счета, а в кафе пару дирам. В общественных туалетах тоже принято давать чаевые, поэтому полезно при себе иметь мелкие монеты. Редко ходящий автобус стоит 3-4 дирама, такси по городу стоит 10-20 дирамов, но мы слышали нелепые истории о том, как с туристов требовали по 200 дирам за поездку по городу (примерно 20 долларов).

День второй. Официант. Касбах

На второй день туристов нашего заезда встречал представитель нашей туркомпании Хассан с вводным инструктажем для новеньких. Его дельные советы сводились к следующему: а) воду из крана пить категорически запрещается, б) на рынках надо обязательно торговаться, первично предлагая как минимум одну треть от требуемой цены, в) у уличных торговцев еду не покупать, г) услугами нелегальных гидов желательно не пользоваться, и в конце ответил на вопросы трудящихся. В общем, можно сказать, поговорили по душам. Мы выбрали двухдневную поездку в Марракеш и Эссауэру, которая стоила порядка 100 фунтов (190 долларов) на человека, включая гостиницу.

В ресторане "Scampi"

Рядом с гостиницей мы обнаружили очень милый ресторан "Scampi", который был описан в нашем Lonely Planet как один из лучших ресторанов, предлагающий рыбные блюда и отличающийся качественным обслуживанием. В ресторане на стене висел портрет достаточно молодого человека. Хотя мы и догадывались, что это скорее всего король Мухаммед VI, вступивший на престол в 1999 году, мы все-таки решили уточнить у нашего немолодого официанта кто это на фотографии. Он сказал: "Вы разве не видите? Это ведь я!", а мы в ответ: "И Вы совсем не изменились!" Вдоволь посмеявшись, включая официантов, мы сделали свой заказ. В последующем в этот ресторан мы заходили как минимум три раза и каждый раз нас встречали как самых долгожданных гостей. А один раз тот же самый официант после ужина преподнес нам брэнди и сказал, что это для нас за счет заведения и тут же объявил, что это "моча верблюда". Эдакий шутник. Кстати, в ресторанах в Марокко необязательно заказывать еду, можно просто заказать напиток и наслаждаться общением и атмосферой и нет никакого давления со стороны официантов. Обслуживание очень внимательное, но не навязчивое. Во многих ресторанах, кстати, играет живая музыка.

В этот же день мы посмотрели немногочисленные достопримечательности Агадира. Главной исторической достопримечательностью является крепость Касбах на северном холме от Агадира, на склонах которого огромным шрифтом арабской вязью написаны слова "Аллах, Король, Страна", которые видны из любой части города днем и ночью, так как в ночное время они очень красиво подсвечены прожекторами. На вершине холма находится сама крепость, построенная в 1540 году. От крепости остались только внешние стены, а над входом до сих пор можно прочитать надпись: "Бойтесь Бога и Уважайте Короля". Но самое главное - это вид с холма на бухту, город и дальние холмы. Вид потрясающий, океан настолько прозрачен и хрустален, что захватывает своей могучей неподвижностью. Мы бы еще дольше любовались красотой видов, но непередаваемый запах верблюдов, местных развлекателей туристов, нас сразил наповал.

Верблюд на фоне Агадира

День третий. Пляж. Фламинго

Хотя мы и до этого наведывались на пляж, утром третьего дня мы решили отнестись к этому делу более серьезно и основательно и собрав все свои пляжные атрибуты решили отдохнуть душой и телом. Температура была около 25-26 градусов. Как поведал наш гид, в Агадире 340 дней в году светит солнце. Ляпота-а-а!

Агадирский пляж с видом на Касбах

Длинный дугообразный песчаный пляж, протянувшийся на 10 километров, конечно же, является самым большим достоинством Агадира. По краю пляжа расположились множество современных отелей, кафешек, баров и ресторанов. Купающихся почти нет, но было несколько серфингистов. Люди просто прогуливаются по краю воды, а многие загорают на лежаках. Тут же на пляже какие-то ребята выделывают акробатические элементы, а продавцы предлагают свою нехитрую снедь и даже ковры. К нам постоянно подходили пляжные продавцы и предлагали то украшения, то шкатулки, то лепешки, то булочки. Кое с кем фотографировались на долгую память, но только получив согласие от торговца и вознаградив за тяжелую работу фотомодели чаевыми.

Георгий с торговцем булочек

Ну и как здесь можно умиротворенно отдохнуть, когда не дают даже глаз сомкнуть и насладиться солнцем! Хотя бояться не стоит, на пляже много так называемой туристической полиции, которые зорко наблюдают за торговцами и неофициальными гидами, пристающими к отдыхающим. В любом случае, не надо показывать тем, кто пристает к Вам свою раздраженность или недовольство, а вежливо отказаться от их предложений. Вообще, в Марокко серьезных преступлений происходит очень мало, практически нет.

Вдоволь насладившись пляжем, после обеда пошли в муниципальный музей. Не хлебом единым жив человек. Основную часть экспозиции занимают берберские ювелирные украшения. Многое, кстати, напоминает якутские украшения, сделанные из увесистого чеканного серебра. Украшения поразили нас своей красотой, тончайшей работой, расцветкой, размерами и мы хотели узнать как можно больше о них но, к сожалению, все надписи были на арабском и французском. Музейный смотритель, который добровольно взялся нас опекать не говорил ни слова по-английски, а мы в свою очередь ни слова по-французски. Так и ходили по залам музея то тыча пальцем, то мыча, то изображая на голове какое-нибудь украшение. Это надо было видеть. К сожалению, в музее не было магазинчика, где можно было бы купить книги или открытки, а фотографировать было запрещено.

Вечером решили изучить ночную жизнь Агадира. Самый популярный клуб, согласно нашему Lonely Planet, это "ПапаГайо", но Хассан сказал, что он закрыт на ремонт и лучше сходить в клуб "Фламинго". Ну что ж, "Фламинго" так "Фламинго", подумали мы, и наведя неземную красоту мы вышли в народ. До "Фламинго" решили послушать живую музыку и зашли в музыкальный салон "Cafe de Paris". По вкусу британских туристов здесь, в основном, поют современные хиты на английском языке, а также песни на французском и современную арабскую попсу. Репертуар был эклектичным: Стиви Уондер, Робби Уильямс, Бойзоун, Элвис Пресли... Ребята пели слабенько, но от души. Один из них потом даже подошел к нашему столику и с нами пообщался.

В клубе "Фламинго" музыка была еще более сногсшибательной - такого ассорти разных музыкальных направлений, исключая арабский поп, мы не слышали наверное со времен наших студенческих дискотек начала 90-х. Когда включили незабвенный Модерн Токинг, мы предались воспоминаниям далекой молодости, тем более что старомодный декор клуба к этому располагал. В клубе, в основном, был местный люд, а иностранцев совсем немного. В общем, было очень весело. Напитки недешевые - маленькая бутылка местного пива "Flag" стоит около £4 (около $7). Нас также поразил "dress code" арабских девушек в клубе - все в малюсеньких юбчонках, коротких топах и на умопомрачительных шпильках. Это не совсем соответствовало нашим ожиданиям о женщинах в мусульманской стране. Здесь надо отметить, что положение женщин в Марокко заметно улучшилось при нынешнем короле - женщины сейчас обладают бóльшими правами и свободами чем когда-либо раньше.

День четвертый. Марракеш

Ранним утром мы тронулись в Марракеш. Дорога пролегала через очень красивые места - молчаливые горы Атласа с снежными шапками, пустые пастбища, пустыни и каменные утесы, пальмовые рощи и банановые плантации. По пути мы останавливались в старинных берберских деревушках, чтобы подкрепиться в дорожных кафе, и здесь, конечно, отличия от европеизированного Агадира были поразительными. Деревушки были настолько традиционными и сохранившими свой характер и уклад жизни, что нам казалось мы переместились во времени. Кстати, такие же деревушки можно увидеть в недавно вышедшем фильме "Вавилон" с Брэд Питт и Кейт Бланшет.

Марокканская пастораль

Деревня на склоне гор Атласа

Марракеш, старая столица Марокко, от которого страна берет свое название, был основан в 1070-х годах и в течение долгого времени оставался культурным и торговым центром Северной Африки. В этом терракотовом городе чувствуется влияние Африки, Европы и Востока. Знаменитые достопримечательности города включают медину (старая часть города с рынком и жилыми домами), окруженную зубчатыми стенами; главную площать в старом городе - Джемаа Эль-Фна; мечеть Кутубия; дворец Гранд Визиря; медресe - мусульманскую школу; и сады.

Хотя из-за туризма Марракеш все больше поддается западному влиянию - это всего лишь фасад. Стоит пройтись по многочисленным лабиринтам сука, местного рынка, или побродить по площади Джемаа Эль-Фна, как открывается настоящая старинная душа и сюрреалистичная атмосфера этого города. Было ощущение, что мы попали в средневековый город: очень непривычные запахи; узкие извилистые улочки; продавцы воды в огромных шляпах с разноцветными пампонами и кожаными сумками с водой через плечо и серебряными кружками; продавцы, толкающие впереди себя нагруженные товаром телеги на двух деревянных колесах; и ослики - один из видов местного транспорта.

Традиционный продавец воды в Агадире

Местный транспорт в старом Марракеше

В местном суке можно найти очень много интересного. Например, традиционные туфли на кожаной подошве без задников часто с загнутыми носками, как у Маленького Мука, которые называются бабуши. Они до сих пор остаются самой популярной обувью у марокканцев. Мужчины обычно носят белые или желтые бабуши, в то время как женские бабуши отличаются обилием цветов и расшиваются бусинами. Краски все натуральные. Например, желтые бабуши красят шафраном, красные паприкой, а зеленые мятой. Нас также поразило изобилие красивых диковинных ламп, медных подносов, кувшинов умопомрачительных форм, глиняной посуды, деревянных резных шкатулок, инкрустированной мебели, арабских и берберских ковров, ювелирных украшений из золота и серебра, и многое другое.

Бабуши

Лавка кувшинов на рынке Марракеша

Здесь можно увидеть не только готовые вещи, но и стать свидетелем того, как вся эта красота рождается, так как лавки часто служат одновременно мастерскими. Творцы прекрасного используют только традиционные методы производства и секреты ремесла передаются от поколения в поколение. Во многих лавках-мастерских можно увидеть как молодые подмастерья (некоторые совсем еще дети) работают рядом с опытными мастерами.

Кожных дел мастер в медине

Молодые чеканщики Марракеша

На арабских рынках принято торговаться. Но наши усилия были тщетны, так как видя наши азиатские лица, марокканцы думали, что мы жители далекой и обеспеченной Японии и можем легко расстаться с несколькими сотнями или тысячами дирам ($1 равен 9 дирамам). В маленьких магазинчиках тоже принято торговаться. Но если Вы спросите, "Бшхал?" (по-арабски "Сколько стоит?"), Вам улыбнутся и ответят на арабском. Для смеха хорошо, но для торговли нет. Хотя марокканцы отличаются отличным чувством юмора и достоинством, и нас везде встречали с улыбкой и дружелюбием, торговля идет не за жизнь, а на смерть. Надо иметь немалую выдержку, чтобы добиться лучшего по цене приемлемой для Вас. Если у Вас нет запала торговаться, то после нескольких вопросов продавцы обычно оставляют в покое. Кроме рынков и маленьких магазинчиков, где надо торговаться, есть еще магазины с фиксированными ценами, где торговаться не принято. В таких магазинах цены на порядок отличаются от тех, до которых можно доторговаться на рынке.

Кажется, что с заходом солнца вся жизнь Марракеша совершается вокруг старой городской площади Марракеша Джемаа Эль-Фна. Здесь можно найти беконечные ряды с марокканской едой и длинные ряды столов, подсвеченных сверху газовыми лампами. Можно попробовать тажин, т.е. мясо и овощи запеченые на угле в глиняной конусообразной посуде, кус-кус с мясом (вкусно с бараниной), кебабы из курицы и говядины, морские продукты, мятный чай, арабские слоеные сладости, орехи и многое другое. Торговцы зазывая нас в свои ряды с едой нам часто кричали: "Жеки Шан, Жеки Шан", но мы долго не могли понять на что они намекают. Оказалось, что так на французский манер звучит имя знаменитого китайского актера Джеки Чана. Нас это очень рассмешило, и мы на возглас Жеки Шан, отвечали: "Ноу, Брюс Ли", что очень смешило продавцов. На площади собираются певцы, музыканты, рассказчики, фокусники и акробаты (видели и слушали), а также заклинатели змей и дрессировщики обезьян, которых мы не застали. Наверное, Марракеш не был бы Марракешем если бы не эта площадь. Атмосфера очень живая, сюрреалистичная и захватывающая - все звуки, запахи и краски обострены.

Наташа на площади Джемаа Эль-Фна

День пятый. Дворец Гранд Визиря и Эссуэйра

Кто не видел фильмы или не читал сказки о молодых шахах, их прекрасных женах, красивых гаремах и злых визирях, которые зарились на шахское добро? Утром пятого дня нам удалось посетить самый красивый дворец в Марракеше, Дворец Бахия, который был построен в конце 19 века для Гранд Визиря Марракеша Си Ахмед бен Муса. В дни своего расцвета, Гранд Визирь управлял страной, потому что султан, Абдел Азиз, был еще ребенком. Си Ахмед бен Муса построил себе прекрасный дворец, где жил вместе с четырьмя женами и двадцатью четырьмя наложницами. В прекрасных палатах он втречал важных гостей, в тихих комнатах жили его жены, а в гареме его наложницы. Когда Гранд Визирь развлекался с какой-либо из жен или наложниц эти развлечения сопровождались музыкой слепых музыкантов, дабы они не видели как развлекается хозяин дворца.

Дворец Бахия в Марракеше

Дворец, похож на загадочную шкатулку, где двери ведут из гостинных в закрытые сады с фонтанами, а из официальных гостинных невозможно попасть в покои домочадцев. Таким образом, дворец является показателем арабской философии о доме - все личное держать подальше от внешнего глаза. Такой принцип относится и к современной архитектуре, когда внешняя сторона дома не украшается дабы не вызывать зависть у окружающих, а внутренне убранство дома поражает своей красотой. Дворец отличается красивой традиционной мозаикой, резной деревянной работой и расписанными кедровыми дверями и потолками. Красота и богатство дворца не давали покоя султану и были предметом долгой зависти, что после смерти Гранд Визиря возмужавший султан разграбил дворец.

Внутренний двор гарема Гранд Визиря

Кроме дворца мы побывали в медресе Али бен Юссеф, построенной в 1565 году и мечети Кутубия, построенной в конце 12-ого века. Семидесятиметровый минарет Кутубии, один из самых высоких, служит главным ориентиром для всех приезжающих в Марракеш вот уже восемь столетий.

Мечеть Кутубия в Марракеше

В медресе нас больше всего поразила традиционная плиточная мозаика зеллиж. Считается, что первоначально на марокканское мозаичное искусство повлияли мозаика Византии и мозаичная техника Испании, но со временем сильное арабское влияние привнесло в марокканскую мозаику свой уникальный стиль. Так, плиточная мозаика зеллиж отличается богатой цветовой палитрой и сложными геометрическими фигурами. Так как традиции Ислама запрещают изображать живые существа, мастера приходят к помощи геометрических фигур. В их арсенале более чем 360 разных геометрических фигур и чтобы стать настоящим мастером надо запомнить на память каждую фигуру и конфигурацию. К сожалению, сейчас спрос на этот сложный и дорогой вид традиционного искусства в Марокко очень низок и правительство пытаясь сохранить его заказывает мозаичникам оформление общественных зданий и мечетей.

Наташа в медресе - религиозной школе

После Марракеша наш маршрут пролегал в город Эссауэру, основанный португальцами в конце 15 века. Тогда он был известен как город Могадор. Многое что можно увидеть сейчас в этом городе было построено в середине 18 века, когда султан Бен Абдаллах нанял французского архитектора создать более современный город, подходящий для иностранной торговли. Видимо, работа французского архитектора настолько понравилась султану, что он решил переименовать город в Эссауэру, что на арабском означает "красиво созданный". Действительно, город очень красивый и привлекательный с узкими улочками и домами в мавританском стиле. Неудивительно, что Эссауэра притягивала и притягивает людей искусства.

Вид на океан с крепости Эссауэра

Мы узнали, что здесь в 60-ые годы жил и творил легендарный Джимми Хендрикс. Также здесь снималось много фильмов, например, "Отелло" Орсона Уэллеса и "Kingdom of Heaven" Риддли Скотта. Город не меньше славится своими мастерами по дереву и изделиями из туи. Столы, комоды, шкатулки, вазы и подносы из туи инкрустированы лимонным и черным деревом, перламутром и серебром. В одной мастерской мы купили по несколько шкатулок на подарки друзьям. На пути обратно в Агадир, уставшие от ярких впечатлений, мы проспали всю дорогу.

Вазы и шкатулки из туи в мастерской в Эссауэре

День шестой. Прощание с Марокко

В последний день нашего пребывания в Марокко мы, конечно же, покупали сувениры для родных и близких. Наш выбор пал на традиционную марокканскую одежду и обувь: вышитые нитками шелковые кафтаны и бабуши.

Последний день мы провели на пляже: солнце висело высоко, мы лежали на пляже и нам не хотелось уезжать. Мы замечательно провели время в гостеприимном и богатом традициями Марокко, и нам захотелось еще раз вернуться сюда. Но в следующий раз это будут Касабланка, Фез и Танжир.

Прощание с Агадиром

Наталья Яковлева и Георгий Петров (Великобритания)

Фотографии Натальи Яковлевой

Обсудить здесь

Мнение авторов публикаций может  не совпадать с мнением создателей сайта
    Design: Ron & Galia Williams
  (с) copyright 2002-2014 | Sakha Open World | Sakha Diaspora | all rights reserved