Саха (Якутия) Якутская диаспора

Ссылки

Гранты, конкурсы

Свяжитесь с нами

Мы всегда рады интересным материалам для публикации на нашем сайте и идеям о том, как сделать сайт лучше и интереснее:

- Электронная почта

- Гостевая книга и форум

Международный детский фонд "Дети Саха-Азия"

Куйаар - обсерватория культурного разнообразия.

Якутский сайт - Якутск

"Город Удачный" - виртуальное отображение жизни города Удачный и района в Интернете

Мир в картинках

Светлана Кобякова

Китай (Далянь)

продолжение (начало здесь)

Далянь - телебашня

Поезд прибыл в Далянь в шесть утра. На перроне нас уже дожидалась девушка с листочком, на котором были написаны наши имена. Ира. Сразу бросился в глаза ее золотистый цвет кожи. Пока шли до такси, стало понятно, что русский язык Иры требует постоянного напряженного внимания и сообразительности. Вообще, может быть, нам так "повезло", но почти все наши гиды, гордо именуемые "переводчики", русский язык знали не очень хорошо. Говорить нужно было как можно проще, используя в предложениях только подлежащее и сказуемое, да и то желательно в неопределенной форме глагола. Прилагательное - только в крайнем случае, если без него обойтись совсем нельзя. Наличие в фразе более трех слов приводило переводчиков в сильное замешательство, взгляд становился стеклянным, и произносилась дежурная фраза "да-да-да". Что уж говорить об их состоянии, когда мы начинали извергать сложносочиненные предложения с причастными и деепричастными оборотами. Короче, разговаривать с ними по-русски надо еще поучиться. Мы освоились где-то на третий-пятый день. Да так освоились, что сейчас с трудом переходим обратно на нормальный русский :)

Ну, вот. Приехали в гостиницу, быстренько оформились, поменяли здесь же, на ресепшн, по 200 долларов. Получилось 1580 юаней. Поднялись в номер. Всё осмотрели на предмет нет ли чего сломанного, иначе потом, как нас наставляли в Якутске, нам за них могут счет предъявить. Телевизор, холодильник, сейф, электрочайник, чашки с крышками, пакетики зеленого и жасминового чая, в ванной комнате белоснежные полотенца, халаты и тапочки, одноразовые шампунь, гель и шапочка для душа, расческа, зубная щетка и зубная паста - всё на месте. Номер хороший. Вообще, гостиница ничем не хуже нашей "Полярной звезды", а может даже и лучше. Сказали Ире, что хорошо бы нам как-нибудь подключить сотовый телефон, договорились, что немного отдохнем, приведем себя в порядок, позавтракаем, затем в 10 часов встретимся в фойе и поедем на экскурсию по городу.

В этот день гостиничный завтрак нам не полагался, поэтому пошли на улицу искать, где бы перекусить. Забегаловки - через каждые пять метров. Почти везде - специфичный запах, который вообще-то по русски называется "вонь". Выбрали один, где не так сильно пахло. С приветливыми официантами объяснились кое-как: у них беда с русским и английским языком, а у нас - с китайским. Взяли сосиски и яйца неопределенного цвета с привкусом какой-то приправы. Лена прихлебнула принесенный зеленый чай и тихо запела: "Затянуло бурой тиной гладь старинного пруда..." Чай и правда отдавал тиной. Решили, что, наверно, это такой сорт.

Вернулись в гостиницу. "Я вам помогай сим-кард" - Ира протянула нам желтенький конвертик с контрактом China mobile. Оказывается, за это время она уже успела нас подключить. Тут же заправили в телефон. Якутск слышен прекрасно.

Далянь - Парк труда

Взяли такси и поехали на экскурсию в Парк труда. По дороге начали расспрашивать о китайском житье-бытье. Ира отвечала впопад и невпопад. Поскольку разговаривать с китайскими гидами по-русски мы еще не научились, она то и дело впадала в ступор, загнанная в тупик нашими сложносочиненными тирадами. Впрочем, выяснили много интересного. Например, что школы и детсады у них платные. Что начало занятий в школах с 7:30, причем сначала в течение часа вся школа делает утреннюю гимнастику. И что территория школы запирается, и никто посторонний попасть туда не может. Что каждое утро очень много народу выходит на площади и в парки на утреннюю гимнастику. Что средняя зарплата продавца всего 100 долларов. Что квадратный метр жилья в элитной многоэтажке в Даляни стоит 700 долларов ("Всего лишь!" - округлили мы глаза). Что проезд в автобусе стоит 1 юань. Что у неё есть старшая сестра, потому что они родились еще до того, как ввели программу "Одна семья - один ребенок".

В Парке труда собственно труду была посвящена только большая Доска почета с фотографиями передовиков китайского социалистического производства. А в остальном - парк как парк. Всевозможная растительность, беседки в китайском стиле, прудики с лотосами, красными рыбками и лебедями, аллеи со скульптурами, разные аттракционы. Расположен он на пологом склоне горы. Поехали на фуникулере вверх, к возвышающейся на вершине горы телебашне. Трос был подвешен низко, поэтому не страшно было. Погуляли по смотровой площадке у подножия телебашни, поднялись на саму телебашню. Вид, конечно, открывается отличный: сопки, покрытые бурной растительностью, город как на ладони. Обратно вниз Лена с Ирой опять поехали на фуникулере, а я съехала на санках по извилистому металлическому желобу. Супер! Дух захватывает, особенно на поворотах. Но совсем не страшно - в случае чего можно замедлить ход или даже вообще остановиться с помощью специального рычажка. Пока ждала внизу Лену с Ирой, купила китайское эскимо за 6 юаней. Вкусно, не хуже нашего. "Ааа, калории набираешь?" - поймала меня Лена за поеданием мороженого. Я ведь на самом деле хотела в Китае похудеть. Ну, ладно, что там, один раз-то можно.

Далянь - Парк труда: пение под струнный инструмент

Увидев невиданное нами до сих пор дерево, Лена спросила у Иры: "Что это?" - "Акация" - "Так, вот ты какая, акация!... А вот это что за дерево?" -"Акация" - "А вон то?" - "Акация". Мы с Леной переглянулись. Стало понятно, что спрашивать о названиях деревьев не имеет смысла. Гуляем дальше. На танцплощадке пожилые люди кружились в вальсе. В другом месте мужчина извлекал из китайского струнного инструмента скрипучие звуки. Рядом стояла группа женщин, и одна из них вытягивала шею и разминала губы. Наконец, видимо, пристроив их поудобнее, разразилась очень высоким пронзительным пением. Нет, слушать это без подготовки невозможно.

Между тем солнце давно перевалило за полдень. Жарко. Иру отпустили, предварительно попросив написать иероглифами в нашем блокнотике основные достопримечательности, названия пляжей, магазинов. Увидели на той стороне улицы чуть впереди большой и красивый магазин. Вообще-то мы с Леной шопинг не любим. Но тут с удовольствием покопались во всех отделах, на всех этажах. Изъяснялись в основном жестами, потому что мы китайских слов еще не нахватались, а продавщицы в массе своей ни по-английски, ни по-русски не понимали. Но надо отдать им должное: они от всей души старались нам угодить и, образно выражаясь, водили вокруг нас хороводы. Иностранцев в Китае всё-таки любят.

Когда вышли из магазина, уже был десятый час вечера. Ноги с непривычки гудели, как трансформаторные будки. Тут же поймали такси, показали водителю визитку нашей гостиницы и очень быстро доехали. Хотели поужинать в ресторане на втором этаже гостиницы. Но юная и крепко сбитая китаянка с пухлыми губками и густой ровной челкой сильно волнуясь, то бледнея, то краснея, с трудом подбирая английские слова, объяснила, что все места питания в гостинице работают только до 21:30 и на сегодня они уже закрыты. Что делать, пришлось опять тащиться на улицу. Купили в магазинчике напротив по сдобной булочке, по баночке пива "Циндао" (пиво, кстати, в Китае довольно вкусное и легкое). Не удержалась, и, наплевав на намерение похудеть, взяла батончик давно пропавшего с прилавков Якутска шоколада "Dove". Ну, один раз-то можно.

Вскипятили чайник, достали предусмотрительно захваченные с самолетного пайка паштет и масло, открыли пиво. "Ну-с, с Китаем Вас! Обалдеть! Мы в Китае! Якутск? О чем это Вы? Где это - Якутск?". Всего второй день, а ощущение, что мы здесь уже давно и, несмотря на неурядицы с языком, мы здесь СВОИ (!).

Моря в тот день так и не увидели...

Далянь с высоты

Проснулись рано. По китайскому времени было около шести, по нашему - около восьми. Оказывается, вчера, когда я уснула, Лена прошерстила все каналы телевидения (их оказалось сорок или пятьдесят - все на китайском языке) и нашла какой-то сериал. Начала мне его пересказывать во всех подробностях, включая диалоги. Удивительно, как же она поняла кто что сказал...

Завтрак очень порадовал. На шведском столе было огромное разнообразие и европейских, и китайских блюд. Обнаружили, что российских постояльцев почти нет. Посчитали это за благо, учитывая наше желание окунуться в Китай с головой. Вчерашняя плохоанглоговорящая девушка, узнав нас, помахала ручкой.

Позвонила Ира, предложила экскурсию в океанариум. Только нужно приехать в гостиницу "Бинхай", где должны примкнуть к группе из Амурской области. Да мы с радостью. Взяли такси. Ехали минут 25, а заплатили всего 16 юаней - что-то около 60 рублей.

"Бинхай" произвел удручающее впечатление. Хоть и расположен рядом с пляжем, но... Земной тебе поклон, Надежда Птицына, организатор нашего тура, что не поселила нас здесь. Думали, плохо, что живем далековато от моря. Но, увидев сие заведение, пришли к выводу, что уж лучше так, чем жить почти на пляже, но в грязноватом и не очень хорошо пахнущем отеле.

До начала экскурсии в запасе было минут 15, и мы наконец-то пошли и поздоровались с морем. И не только. Поздоровались с директором Саха театра. Обменялись кивками головы еще с несколькими земляками. Пошли обратно к "Бинхаю" и - ба! - встретила школьную знакомую, которую в Якутске не вижу годами. Да уж, количество якутян на единицу площади здесь зашкаливает :)

С прогулкой к морю мы с Леной немного опоздали к автобусу. Пройдя в салон, встретили косые взгляды и недовольное ворчание соотечественников с Амура.

На экскурсию повезла нас Инна - коллега Иры. Она до того была похожа на якутку, что, если бы не китайский акцент, можно было принять её за какую-нибудь хорошо поработавшую на сенокосе жительницу села Балыктах Мегино-Кангаласского улуса :) А так, в целом китайцы, оказывается, сильно отличаются от якутов, особенно женщины: и фигура другая, и походка своеобразная. Наши куда лучше :) Смотрели как-то по телевизору дефиле от кутюр и были разочарованы китайскими моделями - у нас в Якутске таких можно увидеть через каждые 5 метров.

Далянь - Океанариум

Экскурсия в океанариум была ожидаемо интересной. Шоу дельфинов, морских котиков, моржей, подводное выступление девушек-синхронисток в аквариуме с прозрачными стенками (девушки были русские). Увидели всяких разных обитателей морских глубин. Где-то смотришь на них сквозь стенку аквариума, где-то проходишь по туннелю с прозрачными сводами, и над тобой проплывают то акулы, то скат, то пестрые рыбки. При желании за пару юаней можно покормить рыбок с руки.

После экскурсии опять ударились в шопинг. На этот раз обошли все спортивные магазины на Спортивной площади. Аха, в Адидасе уже развивают тему Олимпиады-2008. Присмотрели себе кое-что. Но пока не купили. Решили, что в Пекине еще посмотрим. Ура, наконец-то нашла отдел, торгующий принадлежностями для занятий ушу. Подобрала себе по длине, весу и цене симпатичный меч цзян. Сразу взяла и чехол. Поскольку была единственной покупательницей, то без смущения эффектно покрутила мечом в воздухе. Вопреки ожиданию, лицо продавщицы не выказало никаких эмоций. Наверно, каждый день видит таких чудиков :)

Потом перешли на другую сторону улицы и надолго застряли в магазине "Парксон". Хорошие у них магазины: цены вполне умеренные, масса одежды нашего размера не только по ширине, но и по длине - брюки, к примеру, подрезать не надо. Правда, местами с указателями беда. Хотели найти, извините за откровенность, туалет. Жестами объяснить свою надобность мы как-то постеснялись, поэтому начали искать кого-нибудь, кто говорит на английском. "Can you speak English?", "А Вы? Can YOU speak English?" "English? ... No? What a pity!" Продавщицы одна за другой растерянно улыбались и мотали в ответ головами. "Can you speak English?" - уже чуть ли не хватаем за грудки очередную жертву. Покупательница, стоявшая рядом, вдруг резко повернулась к нам: "What do you want?" Даже вздрогнули от неожиданности. Прозвучало как "Чо надо?" Впрочем, как пройти в rest-room она объяснила нам с большой радостью, спасибо ей огромное :) Нет, шопинг мне никогда такого удовольствия не доставлял...

Домой приехали чуть раньше, чем вчера, поэтому успели на ужин. Правда, уже не шведский стол и только китайская кухня. В этот день никого англоговорящего не нашлось. Пришлось взять блюда наугад. Горячее еще было ничего, а вот холодное настолько острое, что дух его вышел у нас через нос, глаза, уши и затылок. Попросили воды - принесли горячую. Еще немало помахали руками, пока те поняли, что нужно холодную.

Придя в номер, обнаружили, что чашки не помыты и постельное белье не обновлено. "Безобразие" - беззлобно пожали плечами.

"Лена, пойдешь завтра в Парк труда на зарядку?" "Вы, конечно, такие вопросы задаете, что неудобно отвечать даже..." Угу, ясно. Не пойдет. Вскоре я уже смотрела пятый сон, а Лена - свой сериал, роняя скупые слезинки над несложившейся судьбой главной героини.

Утром проснулась в половине шестого. Стараясь не разбудить Лену, быстренько собралась. Вышла на улицу и поняла, что не зря одела ветровку - всё-таки, оказывается, прохладненько. Народ уже вовсю снует туда-сюда. Возле гостиницы выстроилась вереница такси. Подхожу к первому. "Ни хао" - блеснула знанием единственного китайского выражения. "Ни хао". "Друг, мне вот сюда надо" - говорю таксисту по-якутски и тыкаю под нос записную книжечку, где Ира написала китайскими иероглифами "Парк труда". Доехала за 11 китайских рублей. В парке явно час пик. Люди группами и поодиночке делают комплекс тайцзицюань стиля ян, машут мечами, саблями, веерами, ловят рыбу, хором распевают песни, раскручивают на асфальте юлу ударами кнута. В одном месте женщины прыгали под китайскую музыку, изображая что-то вроде адаптированного варианта аэробики. Не только на открытых площадках, но и под каждым деревом кто-нибудь да занимался. Стала ходить по парку зигзагами в надежде найти кого-нибудь, кто занимается тайцзицюань стиля чень. Между делом пристраивалась то к "веерам", то к "саблям". Надолго застряла возле одной из групп с мечами. Пожилой китаец в белом костюме, видимо, уже постиг тайну гармонии инь и ян. Медленные и грациозные движения были великолепны. Меч двигался как продолжение тела. Встретилась с ним глазами - опа! - да там же Вселенная! И в этой Вселенной есть я, бесконечно маленькая. И эта Вселенная есть я, бесконечно большая. Трудно передать словами то переживание. Простояла недвижно до конца комплекса и пошла дальше. Так и не нашла никого тайцзи стиля чень. Пришлось делать комплекс одной. Решила завтра притащить свой меч и присоединиться к полюбившемуся китайцу.

Когда приехала обратно в гостиницу, Лена уже давно была на ногах. Я, теперь уже привычно, выслушала пересказ вчерашней серии её любимого сериала: "Он ушел. А она звонит ему и говорит: "Милый, возращайся, я очень скучаю". А он...."

Позвали горничную. На якутском языке (какая разница, она всё равно ни русским, ни английским не владеет) выразили ей свое недовольство тем, что вчера не поменяли постель и не помыли чашки. На чистейшем китайском извиняющимся голосом она ответила, что пока в чашке есть хоть какая-нибудь жидкость, оставленная нами, её трогать не будут, а для смены постели нужно положить на кровать специальную карточку. Тут же при нас поменяла нам белье и еще посетовала, что мол, капли крови из носа на моей наволочке трудно будет отстирать.

Позавтракали радостно и плотно. Так всё вкусно, что не переесть просто невозможно.

Выйдя на улицу, обнаружили, что поднялся хлесткий северный ветер. Стоим, колыхаемы ветром, с поднятой рукой, ловим тачку. Холодно. Как назло, ни одной свободной машины. Подбегает мальчик-швейцар, говорит (опять же на китайском), вы зайдите в холл, я вам поймаю и позову. Он тоже простоял довольно долго. Наконец повезло. Мальчик усадил нас в такси. Из мелочи в кармане был только один юань. Какая же у него зарплата, интересно, если он и этому был очень рад?

Привычно сунули под нос водителю наш блокнотик с иероглифами "Бинхай". Таксист кивнул, но поехал почему-то совсем по другому направлению. "Вы же не туда поехали. Что, хотите нас кругами водить, чтобы содрать побольше?" - возмутилась Лена на якутском языке. "Да вы на время посмотрите," - указывая на часы -"там сейчас пробка. Так мы быстрее доедем," - ответил таксист на китайском. И точно, доехали без пробок и быстрее, чем в прошлый раз.

Прогулка на катере

Сегодня нам предстояла обширная экскурсия: прогулка на морском катере, Музей ракушки, Даляньский зоопарк, вечерний Далянь с посещением поющих фонтанов. На этот раз нас присоединили к якутской группе.

Первый пункт - прогулка на катере по морю. Местных товарищей на прогулочном катере большинство, тем не менее белыми воронами себя не чувствуем - китайцы улыбчивы, вежливы, предупредительны и деликатны. Взяла в аренду за 5 юаней бинокль и во все глаза обозревала окрестности. Море переливалось всеми оттенками бирюзы. Довольно далеко от берега стояли рыбацкие лодки, но рыбаков почему-то в них нет. Город с моря кажется еще красивее, чем с телебашни.

Затем всей дружной толпой направились в Музей ракушки. Здание Музея похоже на средневековый замок с башнями. В коллекции собраны ракушки всех размеров, форм и цветов, какие только можно встретить на свете.

Далее нас ждал типично китайский обед. Блюд было принесено очень и очень много: мясо такое, мясо сякое, морепродукты в самом разном исполнении, овощи, лапша, рис, картошка и всё огромными порциями. Мы уже давно наелись, а нам всё несли, несли. За исключением супа, который напоминал по вкусу поза-позавчерашние стоявшие в теплом месте щи, всё остальное было вполне съедобным и даже вкусным. Еле дыша от количества съеденного, поехали в зоопарк.

Далянь - Музей ракушки

В зоопарковом комплексе сначала прокатились на автобусе по парку сафари, прогулялись по дендрарию, затем на фуникулере перевалили на другой склон горы и на небольшом электрокаре объехали собственно зоопарк, где звери в клетках. Больше всего понравилось то, что животные вполне упитаны и выглядят довольными своей жизнью. Медведи смешно вставали на задние ноги, видимо, выпрашивая лакомство. Травоядные тянули свои мордашки к протянутым рукам. Молодые обезьянки неистово прыгали, демонстрируя свои физические возможности. Носорог при виде нас начал чесать свой бок об железную дверь вольера. На слоне можно было даже посидеть и сфотографироваться. И только панда не удостоила нас своим вниманием, так и оставшись сидеть лицом к стене, тайком уминая за обе щеки бамбук.

Далянь - Вход в зоопарк

Далянь - Зоопарк

С наступлением темноты город засветился яркими огнями. Нас привезли на площадь Виктории, где расположен самый большой в Даляни поющий фонтан. Вода била фигурными струями в такт раздающимся из динамиков песням, подсветка меняла цвет и интенсивность. По правде говоря, немного была разочарована, потому что ожидала увидеть нечто подобное барселонскому поющему фонтану. Эти же до него не дотягивали. Но всё равно завораживает.

Далянь - Поющий фонтан

Даа, день выдался содержательным. Физически, конечно, устали, а душевно ой как отдохнули. Оттого ли, что весь день провели с земляками? Всё-таки якутяне отличаются от других россиян. Спокойнее, тише и более позитивно настроены, что ли, по крайней мере так показалось по сравнению со вчерашней амурской группой. Даже выражение лица другое - открытое и приветливое, а в глазах улыбка. И если кто-то, увлекшись интересным объектом, отставал (а чаще всего это были мы с Леной), тем самым задерживая всю группу, народ относился к этому с пониманием и только добродушно посмеивался над излишней любознательностью. По окончанию экскурсионной программы расстались с земляками с сожалением.

Далянь - медуза

Оставшиеся дни в Даляни провели по одинаковому сценарию. С утра я, с мечом наперевес, бежала на утреннюю зарядку в Парк труда. После завтрака шли на море. Молочный туман, окутывавший море и всё побережье, часам к десяти лениво поднимался вверх и таял где-то на вершинах окружающих сопок. Синева моря на горизонте сливалась с небом. Рыбацкие лодки с просоленными сетями мерно покачивались на волнах на фоне небольших зеленых островов. Смуглые от природы китаянки прятали свои лица под тенью зонтов, наблюдая, как их мужчины ныряли в море и доставали каких-то съедобных моллюсков. А мы валялись на пляже, наслаждаясь нещадно жарким и ослепительно ярким солнцем. Ближе к вечеру становилось прохладно, и остаток дня мы проводили то в торговом центре "Майкэл", который между собой обозвали "Миисэ", то в парикмахерской, то на массаже, попутно пополняя словарный запас китайского языка. Придя в гостиницу пили чай, обменивались впечатлениями, примеряли вновь купленные шмотки и с интересом смотрели китайское телевидение.

Ночной Далянь

Наверно, впервые за несколько последних лет мы с Леной столь беззаботно провели время.

Незаметно наступил день отъезда. Ирина проводила нас до поезда. Попрощались очень тепло.

Завтра нас ждал Пекин.

окончание здесь

27 ноября 2006

Обсудить статью можно здесь

Другие статьи Светланы:

В разделе "Мир в картинках" читайте: "Впечатления после поездки в Казань", "Осенний лес в сентябре под Якутском", Рождение бриллианта"

В разделе "Угол зрения" читайте: "Мнение о проведении Игр "Дети Азии"