Саха (Якутия) Якутская диаспора  
 
Sakha Open World
 
Главная страница
 
Диаспора
 
Имена
 
Угол зрения
 
Камелек
 
Идеи и практика
 
Alma Mater
 
Детская площадка
 
Изба-читальня
 
Мир в картинках
 
Творчество
 
Консультации
 
Готовим вместе
 
Эмиграция
 
Архив, карта сайта
 
Наши партнеры
 
Ссылки
 
Гранты, конкурсы
 
 

  Свяжитесь с нами

Мы всегда рады интересным материалам для публикации на нашем сайте и идеям о том, как сделать сайт лучше и интереснее:

- Электронная почта

- Гостевая книга и форум

 

Международный детский фонд "Дети Саха-Азия"

Куйаар - обсерватория культурного разнообразия.

Якутский сайт - Якутск

"Город Удачный" - виртуальное отображение жизни города Удачный и района в Интернете

  Камелек

 

 

Традиционные верования как форма религии

 Григорьева Вера (Якутск)

 

Часть 4

Погребальный культ

 

Особое место в комплексе культов занимает погребально-поминальный обряд. Термином погребальный культ" принято обозначать совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования.

 

Широкая распространенность погребального культа общеизвестна. Обряды и верования, связанные с покойниками, занимают более или менее видное место во всех религиях, от самых примитивных до наиболее сложных. Считалось, что умерший на том свете живет со своими родственниками и продолжает заниматься тем же, чем занимался при жизни. В случае нарушения погребальных обрядов, он мстил людям.

 

Так якуты и тувинцы верили, что после смерти человек переселяется в иной мир, что покойник может увести с собой в другой мир душу кого-нибудь из родственников; что после похорон необходимо совершать обряд очищения огнем.

 

Согласно бытовавшему у эвенков мнению, душа человека при рождении - оми, превращалась когда он подрастет в хэян. После его смерти, хэян улетала и раздваивалась на души оми и хэян. Обе они поселялись на своих родовых территориях: оми на звезду Чолбон, а хэян на втором ярусе верхнего мира. Умерший же человек вместо души хэян приобретал душу мугды, которая находилась в теле человеке до тех пор. Пока полностью не разлагались сухожилие на суставах. После этого мугды отделяются от умершего тела, и летит в нижний мир в землю буни.

 

Конкретный исторический материал по формам захоронения у отдельных народов показывает, что у большинства народов в прошлом бытовало несколько форм захоронения. Один или два из них обычно были преобладающими, другие встречались редко и совершались в лишь в особых случаях, в зависимости от обстоятельств смерти, возраста или иных причин. У тюрок, бурят и эвенков в прошлом бытовали разные формы погребения. Это, наверное, объяснялось их сложным этническим происхождением и значительным имущественным расслоением.

 

Погребальный культ мы рассмотрим по следующей схеме.

 

Формы захоронений

 

Буряты практиковали несколько способов захоронения. До середины XIX века традиционной формой захоронения было оставление покойника на поверхности земли. Тело помещали всегда лицом к югу, то есть могила была ориентирована на север.

 

Сожжение было распространено у многих народов. У бурят похороны совершались в лесу. Умерших обоего пола наряжали в лучшие одежды. С покойным клали летнее и зимнее одеяние, трубку, золотые и серебряные монеты. Затем обкладывали дровами и сжигали. У якутов тоже упоминаются сожжения "извычай у них таков,что убитых зжгут". Также умерших в далеке от родных мест сжигали, а пепел доставляли на родину. У этнических групп алтайцев сожжение производили в тайге, где не кочевали люди. На месте захоронения труп обкладывали сушняком, заранее приготовленными дровами. Сюда же бросали и жерди, на которых везли покойного. На поленницу укладывали труп, и старший по возрасту мужчина разжигал костер, с четырех сторон по странам света. После сгорания обожженные кости собирали в мешок, сшитый из войлока, и подвешивали к дереву. У теленгитов этот способ захоронения имел специальное название: кижинай сочин отко ортор. Здесь вообще уникальный случай, потому что сожжение комбинировали с воздушным" захоронением.

 

У тувинцев и эвенков не встречался такой вид захоронения. Зато подземный вид захоронения умерших, получило широкое распространение. Это было обычным явлением. Погребение умерших в могилах у алтайцев имело свои особенности. По традиционным, не христианским предписаниям умершего хоронили в неглубокой могиле, меньше полуметра, без гроба. На дно могилы стелили войлок и на него в вытянутом положении клали умершего в одежде и с сопроводительным инвентарем. Зарывали могилу вровень с землей. Надмогильный холм не возводили. В XVIII -XIX в. эвенки начали переходить к погребению мертвых в земле, но этот процесс протекал неравномерно.

 

Анализ имеющих данных показывает, что в конце XIX - начале XX в. господствующей форомой похоронного обряда было захоронение в земле. Захоронение в земле было характерно, главным образом, для южных районов Сибири, где было развито кочевое скотоводство. У эвенков такой тип особо не практиковался. Жители безлесной зоны тундры видимо, в связи с вечной мерзлотой и частыми переселениями отказывались от этой формы, предпочитая наземный вид захоронения покойников.

 

Воздушным способом захоронения на “арангасах” обычно хоронили шаманов. Это было характерно для бурят, якутов, тувинцев, эвенков, алтай-кижи. У телесов и теленгитов, хотя не очень широко, но бытовал этот тип захоронения. Распространение надземного захоронения якуты объясняли тем, что человек относится к существам среднего мира и потому его тело должно оставаться в родной стихии.

Шаманское воздушное захоронение

Шаманское воздушное захоронение

 

При воздушном захоронении алтайцы тело умершего в одежде, в головном уборе, обуви оборачивали войлоком и клали на ветки лиственницы в рост человека. Для погребения избиралось отдаленное, не посещаемое место в горной тайге. Тувинцы делали и более сложные конструкции в виде двухярусных гробниц на четырех столбах. Гробницы сколачивали (ранее сбивали) из плашек или подструганных топором бревен лиственницы в виде домика с полом и крышей (иногда двухскатной). В гробницах (хам сери) хоронили только шаманов. Если она была двухъярусной, на нижний ярус укладывали тело шамана в позе спящего на боку, в повседневной одежде, с набором бытовых предметов, ритуальной пищи; на второй - его ритуальные принадлежности: костюм, бубен, колотушки, духов-помощников (ээрен). Двухъярусные гробницы весьма редки: обнаружено только одно такое сооружение на Западной Туве.

 

Тувинцы-оленеводы практиковали воздушное захоронение - на деревьях или на лабазах, устроенных на обрубленных деревьях или столбах. Наземное погребение также было характерное повсеместно. При таком погребении труп обкладывали деревянными срубами. В срубе тело умершего закрывали куском войлока, корой лиственницы, несколькими жердями и присыпали землей и камнем. Тувинцы погребали умершего в повседневной одежде, головных уборах, обуви, с набором, в зависимости от пола и социального положения, различных предметов быта. Поверх тела делали настил из плашен и нетолстых бревен, иногда труп покрывали берестой. Тувинцы и алтайцы труп забрасывали камнями, составляющими насыпь древнего кургана.

 

?????? ? ??????

Курган в долине Хондей, в насыпи которого обнаружено погребение. Тува.

Таким образом, у аборигенов Сибири было распространено четыре основных способа захоронения. Особой формой является вторичное захоронение у якутов. Когда арангас разрушался, родственники умершего вновь с рядом церемоний сооружали его. Перед захоронением совершались с принесением жертв в виде трех коней.

 

 

Похороны

 

Буряты одевали умершего в его лучшую одежду, если была возможность шили новую. На покойного надевали все то, что он носил при жизни: цамцу-рубаху, шубу, унты, шапку. К поясу привязывали ножны с ножом, ложку, кисет. Огниво не давали покойнику. Якуты срезали с одежды серебряные украшения и пуговицы (чтоб не отягощали душу). Тувинцы маленьких детей хоронили без одежды, если при жизни успели сшить первый тон (шубу), то хоронили в нем. У эвенков не было обычая обряжать покойника во все новое или лучшее.

 

Якуты, алтайцы, тувинцы хоронили на третий день после смерти. За это время успевали изготовить гроб, вырыть могилу соответственно типу захоронения. Буряты же хоронили в тот же день или на следующий, только шаманов положено было хоронить через три дня.

 

Сопроводительный инвентарь зависел от пола, социального положения умершего. У бурят, если умерший был богат и знатен, то вместе с ним убивали и сжигали его слугу. Существовало поверье, что его душа должна была служить хозяину на том свете. У алтайцев, якутов сопроводительный инвентарь состоял из посуды, оружия, швейных принадлежностей (у женщин) и запаса пищи. Тунгусы совершали порчу инвентаря (всего или части). Это объяснялось, что вид, качество предметов должны соответствовать качеству человека, которому они принадлежали. Человек - умер, стал "другим", соответственно и принадлежащие ему предметы должны быть "другими".

 

Характерной чертой похоронного обряда тунгусов является наличие сопроводительной жертвы в виде оленя или лошади, принадлежавших покойному. Повсеместно встречается захоронение с конем. Потому что это в основном кочевые скотоводческие народы, которые также в тот мир хотели забрать свое любимое животное.

 

У бурят женщины не участвовали при похоронах. Сильно оплакивать умершего было не приемлимо, считалось, что это ему в тягость. У эвенков, наоборот принято, чтоб близкие родственницы громко плакали, когда покойника ложили в гроб. В Бурятии на похоронах шамана, знатного человека или знаменитого охотника его одноулусники пели песни, в которых всячески восхваляли его дела и подвиги. Песни эти носили импровизированный характер.

 

Поминки

 

У сибирских народов обязательно устраивались поминки.

 

Буряты называли этот обычай яха барьха – «собирать кости" на третий день после похорон. Родные покойного, захватив еду и питье, приезжали на место похорон. Три дня после похорон считались траурными; в этот время не кочевали и не начинали никакого дела. Якуты на сороковой день после похорон устраивали поминки. Члены семьи и соседи угощались мясом, лепешками и водкой. У алтайцев умершего поминали обязательно на седьмой, сороковой день и через год. Обязательным церемониалом погребального обряда тувинцев надо считать "встречу-разговор" и кормление умершего спустя некоторое время. Обычно это делали на седьмые или сорокдевятые сутки и через год. Это "встречу-разговор" и кормление совершались обязательно шаманом в присутствии родственников умершего у места погребения. В эти два срока (седьмые и сорокдевятые сутки) шаман не только помогал родственникам узнать пожелания, просьбы умершего, он также был наделен и полномочиями проводника, способного довести сунезин (душу) в мир мертвых и получить сведения об устройстве ее в потустороннем мире. Определенного срока поминания у тунгусов не наблюдается. У эвенков поминки по умершему ("пиршество") совершались родными, друзьями в удобное для них время. Посещая могилы, "угощают", рыбной, мясной похлебкой, молоком, чаем.

 

Итак, погребальный обряд заслуживает большого интереса и внимания. Распространение различных способов захоронения в значительной мере было связано с природными условиями. Ведь старались хоронить, как им было более удобно в той или иной местности.

 

Много общего в религиозных воззрениях в обрядовом культе. Боязнь мертвого тела, гнева умершего наложили определенные стереотипы. Обычай сопроводительного инвентаря свидетельствуют о поверье в потусторонний мир, где покойник жил, так же как и здесь. Загробный мир есть продолжение земного. Это означает, что, во-первых, в загробном мире сохраняются социальные различия и между людьми - богатые и знатные остаются богатыми и знатными, бедные - бедными. Во-вторых, условия жизни в загробном мире и образ жизни душ сохраняются - потребности и привычки, как у живых людей: они там едят, пьют, охотятся и прочее.

 

Погребальный культ - составная часть любой религии, входящий как элемент в разнее ее формы. Как часть семейно-родовой обрядности, погребальный культ сохранился у многих высококультурных народов. Каждый родившийся на земле человек, рано или поздно умирает, поэтому отношение к смерти всегда было особенным и наводил страх. Многие люди не хотят свыкнуться с мыслью, что дорогого для них человека нет, поэтому его душа воображалась бессмертной. А если душа бессмертна, значит, он все видит и слышит. Это представление позже развилось в соответствующий культ.

 

 

Григорьева Вера (Якутск)

 

фотографии взяты с сайтов:

http://www.kunstkamera.ru/

http://www.orden.ru/part2.htm

 

Обсудить статью можно здесь

1 мая 2007

 

часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7