Саха (Якутия) Якутская диаспора  
 
Sakha Open World
 
Главная страница
 
Диаспора
 
Имена
 
Угол зрения
 
Камелек
 
Идеи и практика
 
Alma Mater
 
Детская площадка
 
Изба-читальня
 
Мир в картинках
 
Творчество
 
Консультации
 
Готовим вместе
 
Эмиграция
 
Архив, карта сайта
 
Наши партнеры
 
Ссылки
 
Гранты, конкурсы
 
 

  Свяжитесь с нами

Мы всегда рады интересным материалам для публикации на нашем сайте и идеям о том, как сделать сайт лучше и интереснее:

- Электронная почта

- Гостевая книга и форум

 

Международный детский фонд "Дети Саха-Азия"

Куйаар - обсерватория культурного разнообразия.

Якутский сайт - Якутск

"Город Удачный" - виртуальное отображение жизни города Удачный и района в Интернете

  Камелек

 

Традиционные верования как форма религии

 Григорьева Вера (Якутск)

 

Часть 5

Промысловый культ

 

 

Эвенкийский охотник

Эвенкийский охотник

 

Это совокупность любых обрядов связанных на достижение сверхъестественным путем успеха охотничьего, рыбного или иного промысла. Развитие этого культа у аборигенов Сибири, несомненно, объяснялось хозяйственной деятельностью. Охота, рыболовство было также главным источником выживания и существования.

 

Рыбная ловля

Рыбная ловля

 

Конечно, с помощью заклинания, жертвоприношений просили удачи на промысле, пытались задабривать духа-хозяина леса, от которого казалось, зависела удача на охоте. У тюрок Сибири сохранялись общесибирские ритуалы, связанные с магическими и анимистическими воззрениями, с верой в возрождение убитых зверей и т.п. основными в данном культе у всех изучаемых народов являлись обряды в честь духов мест и охоты. У якутов особое развитие получил культ общеэтнического духа-покровителя охоты Баай Байаная, которому поклонялись их древнетюркские предки. Пережитки почитания Байаная сохранялись также у алтайцев. Поклонение Байаная. Вошло в промысловый культ бурят и эвенков. Охотники Саяно-Алтая считали, что удача в охоте зависит от воли местных горных духов.

 

Рыболовство и охота играли большую роль в жизни якутского народа. Для якутов-скотоводов эти отрасли хозяйства были значительным подспорьем, а для бедноты, не имевшем скота, рыболовство было основной отраслью хозяйства. Поэтому промысловый культ - обряды и поверья, связанные с охотой и рыболовством, имел широкое распространение.

 

Изготовление поплавков

Изготовление поплавков

 

Охотничьи обряды и поверья якутов условно можно разделить на две группы: 1) обряды и поверья, соблюдение которых необходимо для сохранения охотничьей удачи; 2) обряды, направленные на приобретение охотничьей удачи при длительном отсутствии добычи.

 

Первая группа состоит из сочетания обрядов и поверий, относящихся к культу духа-хозяина охоты Баай Барыллах баай Байаная (всем богатого богача Байаная), с обрядами и запретами чисто магического характера, связанными с почитанием самих животных или их душ. С этой группой обрядов связаны поверья о необходимости магического соблюдения ритуальной "чистоты".

 

У якутов был единый культ хозяина тайги Баай Байаная - покровителя охоты, а не хозяина леса. Баай Байаная считался хозяинов всех зверей и птиц и покровителем охотников, соблюдающих обряды и табу во время промысла. Представление о нем не связывались в воззрениях якутов с каким-нибудь определенным лесом или тайгой. Духи-хозяева мест, по верованиям якутов, занимали второстепенное значение в охотничьих делах. По верованиям якутов охотничья удача зависела от благосклонности Баай Байаная Баай Барылааха.

 

Обработка песцовых шкур

Обработка песцовых шкур

 

Этот дух представлялся как веселый шумливый старик, обросший седыми волосами, похожий на якута или на тунгуса. Существовал целый ряд подчиненных ему духов. Их якуты признавали за братьев главного духа-хозяина леса или полагали, что эти духи являются домочадцами Баай Байанай Баай Барылааха.

 

Вилюйские якуты верили в существование духов-хозяев, способствовавших размножению птиц и зверей. Эти духи носили общее наименование байанаев или эсэкээнэв. От их воли зависел успех охоты. Главным из них был Баай Барылаах - создатель крупных зверей: медведей, лосей и пр. Впрочем, считалось, то у каждого вида зверей был и свой эсэкэн. Помимо эсэкээнов они верили в существование Сээркээн Сэсэна - хозяина темного леса и посыльных эсэкээнов - дочерей гибкотальникового, березового и других лесных массивов.

 

Сведения о промысловом культе тувинцев и алтайцев показывает аналогичность представлений других тюркоязычных народов. Так, тувинские охотники использовали как амулеты губки, усики и приставшее к головке мясо добытого соболя; на промысле говорили между собой на условном языке. У алтайцев Пайна - добрый дух охоты, который был подчинен Ульгену, главному божеству. Ему приносили жертвоприношения. Никогда не хвастались своей добычей, относились с уважением и настороженностью. У тувинцев охотничья удача зависела главным образом с благожелательным отношением к охотнику горных духов-хозяек зверей и дичи. Иногда они показывались охотникам в образе очень красивых женщин, обладающих даром пения и любящих хорошую музыку. Поэтому во время родового или общинного моления на священной горе собирали красивых женщин, обладающих хорошим голосом, и просили их исполнить лучшие песни. Тувинцы полагали, что дух-хозяйка горы, услышав песни станет добрее и пошлет охотникам большую добычу.

 

По шаманской мифологии бурят, Баян-Хангай (баян - богатый, Хангай - обширный) является хозяином тайги, имеет небесное происхождение и относится к числу высших, после тэнгэринов, божеств. В его ведении находится весь животный и растительный мир тайги. В мифах он рисуется очень богатым, добрым, помогающим в охотничьем промысле, любителем слушать улигеры. Чтобы была удача, охотники в старину посвящали ему специальные молебствия. Божества, подобные бурятско-якутскому Баян-Хангаю-Байанаю, входят в пантеон южносибирских тюрок.

 

Дух-хозяин тайги по представлениям эвенков распоряжался всеми зверями на данной территории. У разных групп он назывался по-разному: эсэкэн (верхневилюйские, верхнеоленекские) баянай - (вилююйские, томмотские, верхнеалданские).

 

Эвенкийский охотник возле чума

Эвенкийский охотник возле чума

 

Дух-хозяин тайги любил тишину и обладал хорошим слухом. Поэтому жертвоприношения производились в тишине. В жизни не старались говорить о добыче, чтобы он не услыхал. Во время сборов на охоту не было детского шума. Древний образ духа-хозяина тайги представлялся в виде молодой красивой женщины. В ее распоряжении были все звери. Обычно пред отправлением на охоту охотник обращался с заклинанием к духу-хозяину огню и духам хозяевам леса, бросая в огонь кусочки жира. При первой ночевке в лесу, разведя огонь. Охотник приносил жертву духу-хозяину леса из своих запасов (кусочек масла или что-нибудь другое) и обращался к нему с алгысом, в который также просил даровать богатую добычу. Непочтительное отношение к Баай Байанаю считалось одной из причин неудачной охоты. Алтайцы угощали родовых духов-покровителей охоты и просили у них богатой добычи.

 

Успех в охоте зависел, по мнению древних охотников, от соблюдения множества запретов и необходимых правил по отношению к добыче. Например, считалось, что охотник должен всячески выражать радость при виде убитого зверя, так как такое поведение нравится Баай-Байанаю.

 

У тувинцев и якутов из охотничьих запретов был связан, с верой в "нечистоту" женщин. Например, женщина не имела права есть сердце, печень, верхнюю губу с ноздрями и уши лося. Она так же не должна была наступать на мокрую шкуру и кости сохатого. Женщина, могла быть причиной потери охотничьей удачи, осквернение орудий и промысла и одежды охотника. Считалось, они "портились" и приносили неудачу. Поэтому совершали обряд очищения огнем - окуривали дымом можжевельника. Охотник считался "не чистым" если недавно умер кто-нибудь из его близких родственников. Ему бесполезно было идти на охоту.

 

Обзор обрядов и поверий связанных с промысловым культом во многом имеет много общих аспектов. Это говорит о генетических связях у тюркоязычных народов Сибири. Промысловики, конечно, сильно верили в удачу и соблюдали суеверия. Промысел получил религиозную окраску. Поэтому промысловые верования выражались в многочисленных правилах, предметах, запретах и обрядах. Чем больше был доволен Байанай, тем удача сопровождала охотника. А значит, есть, чем кормиться и одеваться. На современном этапе, поверья, суеверия, запреты, связанные с промыслом сохраняются, может не в таком чистом виде, но они соблюдаются. И многие охотники считают, что удача в какой-то степени зависит от благосклонности духа-хозяина леса.

 

Деревянное изображение духа (Татта)

Деревянное изображение духа (Татта)

 

Григорьева Вера (Якутск)

 

фотографии взяты с сайтов:

http://www.sati.archaeology.nsc.ru

http://www.kunstkamera.ru

 

Обсудить статью можно здесь

14 мая 2007

 

часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7